Вход на сайт

Вы здесь

Морита, Акио (盛田昭夫)

Акио Марита

Дата и место рождения: 26.01.1921, Нагоя, Япония

Дата и место смерти: 03.10.1999, Токио

Краткое жизнеописание: Акио Морита — выходец из семьи потомственных японских бизнесменов, которые занимались производством сакэ. Он окончил университет, во время Второй мировой войны служил офицером в японском флоте. В 1946 году он вместе с Масару Ибуки создал крошечную мастерскую по ремонту радиоприемников, которая в следующие десятилетия стала одной из крупнейших фирм мира. Этого успеха они достигли в основном благодаря тому, что почти сразу занялись созданием и внедрением на рынок принципиально новых товаров. Именно «Сони» первой начала массово производить транзисторные приемники и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Привычный ныне плейер с наушниками — тоже детище «Сони», также как и компат-диски для лазерных проигрывателей.

Основные работы:
Sony. Сделано в Японии (Made in Japan), 1986.
Япония, которая может сказать «Нет!» (The Japan that can say No), 1991 (в соавторстве с Синтаро Исихаро).


Авторитет Акио Морита в мире экономики бесспорен, и поэтому любопытно послушать, что он говорит о конкуренции:

«И слава, и карающий меч японского бизнеса, горючее двигателя нашей промышленности — это добрая старая конкуренция. У нас свободная экономическая система, в которой каждый может основать любую компанию, разрешенную законом, поэтому, если какой-нибудь товар будет пользоваться успехом, на него сразу накинется множество людей и будут изо всех сил бороться друг с другом за производство этого товара.

Несколько лет назад компания „Ямаха“ решила, что наступил подходящий момент бросить вызов „Хонде“ и увеличить свою долю на японском рынке мотоциклов и мотороллеров. „Хонда“ обладала тогда явными преимуществами, но она делала большие капиталовложения в новый завод по сборке автомобилей в США, и тогда „Ямаха“ выпустила серию новых моделей и начала активную рекламную компанию.

Руководство „Хонды“, несмотря на тяжелое финансовое положение, отреагировало немедленно, оно нанесло ответный удар, начав выпускать каждую неделю в течение целого года по новой модели. „Ямаха“ не смогла за ней угнаться, и в конце концов часть руководителей „Ямахи“ подали в отставку».

Акио Морита считает конкуренцию настолько важной, что даже... помогает своим конкурентам! Вот что он рассказывает: «Когда мы начинали производить в Японии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали сто процентов рынка. Но если бы такая монополия сохранилась, это могло погубить нас. Мы начали продавать лицензии, и вскоре у нас осталось только тридцать процентов рынка, но это был значительно разросшийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что ни один американский промышленник не производит видеомагнитофоны… потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить развитие новых моделей».

Источники:
Липсиц И. В. Экономика без тайн. — М.: «Дело ЛТД», 1993. — С. 44.
Статья «Акио Морита» в википедии