Вход на сайт

Вы здесь

Сетевой маркетинг

Чему «нормальный бизнесмен» может поучиться у «сетевиков»

Сегодня я делаю первую запись в своем видеоблоге, и тема этой записи — сетевой маркетинг или, как правильнее это будет назвать, сетевой бизнес. И сразу же скажу: я являюсь скорее не сторонником, а противником этой концепции и тех компаний, которые ее используют. И вот почему.

Первое, что меня отталкивает — это то, что основным инструментом сетевых фирм является ложь. Ну, не оголтелая ложь в обычном понимании, а скорее полуправда, которая, как известно, опаснее лжи в строгом смысле этого слова.

Одна сторона этой полуправды — то, что при вербовке агентов и покупателей сетевики используют разного рода речевые конструкции, которые потом позволят им «сыграть обратку» типа: «а я ничего такого не говорил и не обещал». Например, обещают неминуемое достижение богатства при условии, что неофит (т. е. новичок) будет много работать. И если в будущем этот самый неофит спросит: «А почему я, работая по 25 часов в сутки, не только не обогатился, но даже влез долги?», ему всегда можно будет ответить: «Да ты мало работаешь и плохо учишься!»

Другая сторона этой полуправды — масса недоговоренностей. Например, сетевики-менеджеры никогда не говорят агентам о высокой насыщенности рынка той продукцией, которую надо им продавать. Потому что если они об этом скажут сразу — то количество завербованных уменьшится в разы.

Второе, что мне не нравится у сетевиков — это то, что они всех своих сотрудников стригут под одну гребенку. Люди, которые прошли обучение в сетевых структурах, быстро становятся одинаковыми, как цыплята в инкубаторе. И, общаясь с тем или иным работником такой структуры даже на посторонние темы, при соответствующих знаниях можно даже определить: «Да, этот человек прошел школу „Гербалайфа“, этот — „Амвэя“, а этот — „Тянь Ши“». Личности нет, есть только робот made in в той или иной сетевой компании.

Оба этих момента вполне заслуженно привели к тому, что словосочетание «сетевой маркетинг» стало ругательным для широких народных масс. Вспоминаю даже анекдот: Объявление в газете: «Требуются девушки без комплексов для высокооплачиваемой работы в ночное время. Не гербалайф».

И вследствие этой дурной репутации сетевики стараются маскироваться. Так, на своих презентациях они сразу не говорят о том, что предстоящая работа связана с сетевым маркетингом, а сообщают об этом только где-нибудь в конце. И то стараются называть это не «сетевым маркетингом», а «бинарным» или «мультиуровневым» (MLM). А объявления о вербовке в газетах стараются писать как обычные объявления о наборе менеджеров, бухгалтеров, грузчиков и т. д. Т. е., количество лжи (или если вам угодно, полуправды) у них растет с каждым годом.

Но все же, при всех этих вопиющих минусах, у сетевых структур есть чему поучиться.

Первое — это замечательный энтузиазм сетевиков. И если мы вспомним знаменитое высказывание Черчилля: «Успех — это движение от неудачи к неудаче с возрастающим энтузиазмом», то сетевик — это как раз живое олицетворение такого успешного энтузиаста. И сияющее лицо парня, толкающего «Амвэй», просто радует на фоне офисных работников обычных, «линейных», фирм с их вечно напряженными, а то и кислыми, физиономиями.

Второе полезное свойство — это то, что сетевик — это человек, который понимает, что ему постоянно нужно учиться. В принципе, учиться нужно всем и всегда, но многие люди на земле все-таки считают: если закончишь институт, получишь специальность — то можешь спокойно работать до пенсии, не учась. И не всегда жестокая реальность ставит такого человека на место — уволенный с одной работы ищет спокойную размеренную жизнь на другой.

Так вот, в сетевых структурах один из основных принципов — это постоянное обучение сотрудников. В этом плане они более продвинуты, чем большинство оставшегося человечества. Хотя, есть здесь и побочный эффект — это уже упомянутое мною превращение сетевиков в инкубаторских цыплят.

Так что, по-моему, если вам все-таки стоит идти работать в сетевую структуру — то в двух случаях. Первый — это если вы понимаете, что вы туда идете не с целью заработать, а с целью чему-то научиться. И затраченные в будущем ваши деньги и время — это не деньги и время на создание своего бизнеса, а деньги и время, потраченные на обучение. Если вы при этом приобретете хорошие связи или заработаете хорошие деньги — рассматривайте это как бонус, но не рассчитывайте на него заранее.

Второй случай — это если вы сами являетесь основателем сетевой структуры или находитесь где-то близко к ее вершине. При этом, естественно, вы должны предлагать человечеству какой-то новый товар или услугу, т. е. занимать новую маркетинговую нишу. Но, увы, определить это редко бывает возможно. С одной стороны, маркетологи прекрасно знают, что риск вывода нового предложения на рынок всегда велик и почти всегда непредсказуем. С другой — этика многих сетевых компаний запрещает даже интересоваться, на какой уровень многоуровневой структуры ты попадаешь.

Общий вывод: общаясь с сетевиками, берегите себя и не делайте необдуманных шагов. И да пребудет с вами успех!

P.S. После римейка сайта так называемый «видеоблог» приказал долго жить. А в данной записи видеоподкаст был заменен на аудиоподкаст. А после переноса на сайт Vmurzaev.ru лучшим местом для этого поста стала авторская энциклопедия.