Вход на сайт

Вы здесь

Спасо-Преображенский собор в Угличе

Когда круизный теплоход подходит к Угличу — одному из старейших городов России, перед пассажирами во всей красе предстает прекрасный архитектурный ансамбль городского кремля. На высоком волжском берегу в окружении яркой зелени возвышаются два прекрасных храма: ярко-красная церковь Дмитрия на крови и кремово-желтый Спасо-Преображенский собор.

Главный храм Углича был построен в конце XV века князем Андреем Большим, родным братом московского царя Ивана III Великого. К концу XVII века постройка сильно обветшала, и ее пришлось разобрать. На освободившемся месте начала трудиться строительная артель во главе с мастером Григорием Федоровым. К 1713 (по другим сведениям, к 1716) году был построен новый храм — объемное кубическое здание в стиле «нарышкинского барокко», с богатым внешним декором и 5-ю куполами, традиционно посвященными Христу и четырем евангелистам. Позже, в XIX веке, с южной стороны (т.е. со стороны города) к нему был пристроен колонный портик в классическом стиле. И среди почитателей угличской архитектуры до сих пор идут споры: выиграл внешний вид собора от этого смешения стилей или проиграл?

Рядом с собором к 1730 году была построена трехярусная 40-метровая колокольня с золотой главой. Над звонницей были сооружены башенные часы, которые в неизменном виде просуществовали до своей замены в 1984 году. Во время последней старый механизм был оставлен на месте как музейный экспонат.

Главное, чем выделяется Спасо-Преображенский собор — это его внутренний декор. Прежде всего, следует сказать, что собор был построен без опорных колонн, поэтому он изнутри кажется даже больше, чем снаружи. Роспись собора была выполнена к 1811 году артелью во главе с мастером Тимофеем Медведевым, крепостным крестьянином князя Голицына. 59 фресок замечательны тем, что составлены не по традиционным православным канонам, а скопированы с картин эпохи Возрождения, посвященным сюжетам Нового завета. Например, главная композиция «Преображение» — увеличенная копия ватиканской росписи Рафаэля, с несколько измененной цветовой гаммой.

Многоярусный иконостас собора, в современном виде сооруженный к 1860 г., отличается богатством своего убранства: иконы здесь выставлены в рамах из золоченого дерева. Старейший среди образов — икона Покрова ярославской школы — датируется XV веком. Согласно легенде, эта икона приплыла в Углич по Волге. Есть тут несколько икон XVII века: «Преображение Господне» костромской школы, две иконы с украинскими образами. Считается, что последние сделаны по заказу митрополита Дмитрия Ростовского (Даниила Туптало), выходца из недавно присоединенной славянской земли и составителя многотомного собрания житий святых (причислен к лику святых в 1757 году).

С 1929 года собор перестал быть культовым сооружением, и здесь (наряду с другими зданиями кремля) разместился Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. С 1985 до 2009 гг. здесь находилась экспозиция древнерусского искусства, частью которой был сохранившийся соборный интерьер. В настоящее время музей здесь продолжает свою работу, и его посещение входит в обязательную программу для всех гостей города Углича.