Вход на сайт

Вы здесь

Веблен, Торстейн (Thorstein Bunde Veblen)

Торстейн Веблен

Дата и место рождения: 30.07.1857, Като, графство Манитовок, Висконсин, США

Дата и место смерти: 03.08.1929, около Менло-Парка, Калифорния, США

Краткое жизнеописание:
Торстейн Бунде Веблен родился и вырос в семье фермера, эмигрировавшего в США из Норвегии и сохранившего на всю жизнь традиции и привычки натурального семейного хозяйства своих предков. Семья Вебленов жила очень скромно, питалась только продуктами своего хозяйства и даже одежду изготавливала своими силами.
Когда Торстейн пошел учиться в колледж, эта домотканая одежда, отсутствие городских манер и плохой английский язык сделали его объектом насмешек соучеников. Прилипшее к нему тогда прозвище «чужака-норвежца» преследовало его и потом. Даже получив ученую степень доктора наук, он 7 лет не мог найти работы и вынужден был бесплодно провести их на ферме своего отца. Да и в дальнейшем он не сделал блестящей научной карьеры, хотя и преподавал в Корнельском, Чикагском, Стэнфордском и Миссурийском университетах. Веблен закончил жизнь в крайней бедности.

Основные работы:
Теория праздного класса: экономическое исследование институций (The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions), 1899.
Теория предпринимательства (The Theory of Business Enterprise), 1904.
Инстинкт мастерства (The Instinct of Workmanship), 1914.
Имперская Германия и промышленный переворот (Imperial Germany and the Industrial Revolution), 1915.
Исследование природы мира и условий его поддержания (An Inquiry into the Nature of Peace and the Terms if its Perpetuation), 1917.
Высшее образование в Америке (The Higher Learning in America), 1918.
Предприниматели и простой человек (The Vested Interests and the Common Man), 1919.
Инженеры и система ценообразования (The Engineers and the Price System), 1921.
Собственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки (Absentee Ownership and Business Enterprise in Recent Times: The Case of America), 1923.


Люди начинают покупать для того, чтобы продемонстрировать окружающим свое благосостояние и подчеркнуть достигнутый в жизни успех. Особенно это характерно для наиболее состоятельных слоев общества. В качестве доказательств этого Веблен приводил женскую моду и дорогостоящие изделия ручной работы. Веблен отмечал, что эти изделия ничем не лучше товаров массового, машинного производства, но зато более редки и потому удовлетворяют тщеславие состоятельных граждан, охотно переплачивающих за них немалые деньги.

Многие из выводов Веблена, вполне справедливые для стран с высоким уровнем благосостояния (вышеописанное явление получило название «эффект Веблена»), сегодня активно используются при проведении рекламных кампаний и организации продаж товаров народного потребления.

Не забыла экономическая наука и любопытные мысли Веблена по поводу движущих мотивов человеческого поведения вообще. Отвергнув точку зрения, что это поведение определяется только стремлением к получению максимального удовольствия от жизни, Веблен утверждал: действия людей определяются прежде всего инстинктом мастерства, родительским чувством и праздным любопытством. Он считал, что родительское чувство, присущее и животным, у человека приобретает новое качество и перерастает в заботу о процветании не только собственной семьи, но и страны в целом.

Но человек — существо противоречивое, и в душах людей родительское чувство сталкивается с инстинктом себялюбия, проявляющимся обычно в стремлении к стяжательству. Борьба этих двух сил заметно сказывается на экономическом поведении людей.

Даже праздное любопытство, по мнению Веблена, играет не последнюю роль в экономических механизмах цивилизации. Это любопытство, которое он связывал с присущим многим живым существам инстинктом игры, побуждает людей заниматься не только чисто практическими проблемами, но и фундаментальными научными исследованиями, не имеющими, на первый взгляд, никакой связи с производством или торговлей (недаром же академик Арцимович говорил, что наука — это способ удовлетворения своего любопытства за государственный счет). Однако история человечества убедительно доказала, что очень часто из таких внешне сугубо теоретических исследований рождались новые технологии производства, в корне менявшие весь облик экономики.

Еще большую роль, по мнению Веблена, играет в развитии экономики инстинкт мастерства. Это таинственное свойство психики побуждает людей стремиться к использованию все более совершенных методов обращения с природными и искусственными материалами и развитию техники. Первопричину образования инстинкта мастерства Веблен видел в стремлении людей создавать все большее количество полезных благ.

Сочетание же инстинкта мастерства и родительского чувства, по мнению американского ученого, рождает такие мощные мотивы человеческого поведения, как стремление к повышению материального благосостояния семьи и продолжению рода, — мотивы, которые формируют весь облик экономики и общества в целом.