Вход на сайт

Вы здесь

Зеркало для церкви

В минувшую субботу (01.09) общественная жизнь Перми заполучила сразу два незаурядных события. И это – не считая традиционного «Дня знаний», из-за которого жизнь в городе больше напоминала обычные веселые будни.

Первое событие – долгожданный приезд «Белого потока» в город. Несмотря на дождливую погоду, на митинг у «Медведя» собралось более сотни человек. Каждый из которых имел прекрасную возможность лично пообщаться с такими легендарными личностями, как Сергей Удальцов (впервые в городе!), Илья Пономарев и Михаил Шнейдер.

Кстати, предварительное согласование этого мероприятия с властями прошло без особых проблем. Налицо преступный недосмотр: местные молодогвардейцы-хунвейбины явно «профукали» дату, и сквоттинга на этот раз не было. Полиция тоже вела себя нормально, если не считать ГИБДД – те под предлогом «дня знаний» перекрыли Октябрьскую площадь, где должны были собраться автопробежники. Как и следовало ожидать, почти сразу после отъезда участников автопробега с площади (около 10 часов утра) «день знаний» там счастливым образом закончился, и оцепление с нее было снято.

Днем автомашины с Пономаревым и Шнейдером отчалили в сторону Ижевска, а меня, что называется, «ветром занесло» на еще одно собрание, совершенно не связанное с первым. А именно, в дискуссионном клубе «Диалог», базирующемся в Художественной галерее (уже частично вновь ставшей Спасо-Преображенским собором) прошла встреча с протоиереем Андреем Литовко, секретарем Пермского епархиального управления РПЦ.

Скажу за скобками, что публика этого мероприятия была совершенно иной, нежели на утреннем митинге. Проповедуемая его ведущими (профессор Матвей Писманик и доцент Анатолий Жохов) «толерантность» означает ничто иное, как обход почти всех мало-мальски острых углов общественной жизни. Соответственно, все, кто имеет активную жизненную позицию, там не особо задерживаются. Хотя заседания проходят ежемесячно, лично я там появляюсь где-то 1–3 раза в год.

Так вот. Для меня появление в «Диалоге» неожиданно предоставило одну уникальную возможность. А именно, увидеть: как последние события, связанные с официальной православной церковью, воспринимаются средним уровнем ее иерархии? Потому что насчет «генералов» церкви все понятно, насчет «рядового состава» – тоже, а вот насчет «младшего и старшего офицерства» – это большой вопрос.

Нашумевшее «дело Pussy Riot» не обошло стороной даже завсегдатаев этого клуба, и соответствующий вопрос протоиерею Андрею был задан. Ответ был получен следующий (запись не вел, потому ручаюсь только за смысл).

1. В последнее время РПЦ подверглось заранее спланированным нападкам со стороны тех, кто поддерживает в нашей стране протестное движение.

2. Эти самые недоброжелатели занимаются роспуском слухов о домыслов о руководстве церкви. Кроме этих самых слухов и домыслов им нечего предъявить обществу.

3. Участниц группы Pussy Riot осуждает не церковь, а светская власть по своим законам. Граждане страны сами выбрали ту власть, которая приняла эти законы. И посему все несогласные должны покориться воле большинства.

После такого у меня возникло естественное желание что называется «влезть на бочку» и начать свою речь словами: «Вот он я, официальный организатор кампании в защиту Pussy Riot в Перми, забейте меня камнями, но дайте только сказать последнее слово перед казнью!» Но не тут то было! Ответив на несколько вопросов, представитель епархии откланялся и удалился по своим церковным делам. А ведущий, профессор Писманик, тут же свернул дискуссию, сказав, что будет «совершенной нетолерантностью» дискутировать без участия докладчика. Который, к тому же, официально является гостем клуба и «персоной грата».

Одним словом, в настоящее время иерархи среднего уровня РПЦ исправно тиражируют в церковные массы государственную мифологию о «вражьей воле». Но, в отличие от своего начальства, они совершенно не отгорожены от гражданского общества какими-либо стенами. У них имеются все возможности смотреть пусть в не идеально гладкое, но зеркало, коим является общественное мнение жителей страны. Тем не менее, тот образ, который там вырисовываться, они предпочитают списывать на «козни дьявола». И – продолжать, как ни в чем не бывало, жить в своей келье, выглядывая оттуда только по приказу своих начальников.

Активное неприятие действительности – особая тема, по которой можно защитить не один десяток диссертаций по всем гуманитарным наукам. После чего еще останется много непонятного.

И все же: «Неча на зеркало пенять…»